Родителям на заметку

Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 6

Тема: Я – человек. Части тела.   


Артикуляционная гимнастика:

Выполняем весь комплекс артикуляционной гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика:

Ребёнок вместе со взрослыми проговаривает стихотворение с имитацией движений и обязательно показывает правую и левую руки.

                              Правая и левая водят поезда,

                              Правая и левая строят города,

                              Правая и левая могут шить и штопать,

                              Правая и левая могут громко хлопать.

                              За окошком ходит ночь, руки так устали…

                              Правая и левая спят на одеяле.

 

Развитие речевого дыхания:

Ребёнок делает полный вдох, задерживает дыхание (можно под счёт взрослого до 3-5) и делает долгий выдох

Беседа с детьми:

1. Из каких основных частей состоит тело человека? (Начинаем называть с самой большой части: туловище, голова, руки и ноги).

2. Что есть на голове? (Глаза, уши, нос, рот).

3. Что есть на туловище? (Живот, грудь, спина).

4. Что есть на ногах? (Колено, ступня, пятка, носочек).

5. Что есть на руках? (Плечи, локти, ладони, пальцы).

 

Работа с карандашом:

Обведи свою руку и раскрась.

 

Нарисовать или подобрать картинки разных предметов:

По два предмета «живых» (одушевлённых) и «неживых» (неодушевлённых).

1) Объяснить, чем отличаются «живые» предметы: питаются, дышат, растут, двигаются, размножаются.

2) Задать вопрос к каждому предметы: к «живому» - КТО?, к «неживому» - ЧТО?.

3) Подобрать к каждому предмету слово-действие (оно говорит о том, что предмет делает). Составить предложение из 2-х слов (предмет+действие).

Например.  Змея ползает. Стул стоит. Самолёт летит.

4) Начертить схему предложения, состоящего из 2-х слов: предмета и действия.

Проговаривать с ребёнком предложения, показывая слова в схеме пальчиком.

             ______ .

Закрепить стихотворение:

Проговаривая стихотворение, ребёнок показывает слова-предметы, вытянув руки в разные стороны, и слова-действия – двумя руками, держа их прямо перед собой. Для лучшего запоминания рекомендуется нарисовать или подобрать картинки.

     Свинка хрюкает, кошка мяукает,                   Жук жужжит, комар звенит,

     Петух поёт, медведь ревёт,                             Утка крякает, лягушка квакает,

     Кукушка кукует, голубь воркует,                   Змея шипит, корова мычит.

 

Развитие слухового внимания:

Какое слово отличается от других:

Рука, рука, щека, рука.                                 Ногти, локти, ногти, ногти.

 Колено, полено, колено, колено.                Хлопать, хлопать, хлопать, топать.

 

Речевые игры:

1.Назови и покажи части тела:

Ступня, колено, плечо, локоть, кисть, бровь, лоб, затылок.

2. Что лишнее и почему?

Рога, копыта, пятки, хвосты.

Нога, колено, тапки, пятка.

Рука, человек, нога, голова.

Хлеб, язык, зубы, губы.

3. Что можно делать:

Глазами – глядеть, смотреть, присматриваться, читать, моргать, смотреть телевизор и т.д;

Руками - … (рисовать, шить, мастерить, играть, хлопать…);

Ногами - … (двигать, шевелить, прыгать, бегать…);

Ртом - … (говорить, петь, кушать, улыбаться…).

4. «Что делает – что делают?»

Рука держит – а руки … (держат)

Нога топает – а ноги … (топают)

Глаз смотрит – а глаза … (смотрят)

Ухо слышит – а уши … (слышат)

 

Закрепить стихотворение про названия пальцев:

«Пальчики»

Жили братья, не тужили,             Сгибаем пальцы обеих рук.

Но однажды приуныли.

Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать?

Я хоть ростом не велик,              Крутим большими пальцами обеих рук,

Но весёлый озорник.                   остальные пальчики сжаты в кулачок.

Все стоите вы за мной

Буду зваться я большой.

Я указывать люблю                    Крутим указательными пальцами обеих рук.

На цветы и на Луну,

Очень я внимательный,

Палец указательный.

Я стою посередине,                     Крутим средними пальцами обеих рук.

Буду зваться я отныне

Средний палец – удалец,

Вот такой я молодец!

Меньше всех я братьев ростом.    Крутим мизинцами.

Ох, как маленьким не просто!

Но меня легко узнать,

Пусть мизинцем будут звать.

Брат один как ни гадал,                 Показать безымянные пальцы обеих рук,

Имя так себе не дал.                       остальные прижаты к ладошке с помощью больших

Но его не обижают,                        пальцев.

Безымянным называют!              

 

 


Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 7           Тема: Обувь.

 


Артикуляционная гимнастика:

Выполняем весь комплекс артикуляционной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика:

1. Упражнение «Завяжем шнурочки». Учите ребенка завязывать узлы и банты на обуви из шнурков, тесемок, лент.

2. Ребёнок вместе со взрослым проговаривает стихотворение и повторяет движения пальчиками:

Обуваем ножки бегать по дорожке,     двумя пальцами «шагаем» по столу

Повторяй за мной слова:                       сжимаем и разжимаем пальцы

Ножка – раз, ножка – два!                     ставим два пальца на стол и поднимаем по одному

В магазине покупают                             сжимаем и разжимаем пальцы

И на ноги надевают.                               сжимаем и разжимаем пальцы

Папа, мама, брат и я –                            загибаем пальцы на руках

Любит обувь вся семья.                         двумя пальцами «шагаем» по столу

 

Беседа с детьми:

1. Что такое обувь? (Предмет одежды для ног).

2. Для чего людям нужна обувь? (Для защиты ног от холода, луж и снега, от ран, для удобства, для красоты).

3. На какие группы можно разделить обувь?

- в зависимости от того, кто её носит – мужская, женская, детская. Привести примеры.

- в какое время её носят – зимняя, летняя, демисезонная (или весенне-осенняя). Привести примеры.

- куда её носят? (праздничная, домашняя, рабочая, спортивная). Привести примеры.

4. Из чего делают обувь? (Из кожи, резины, замши, ткани, шерсти).

 

Составление описательного рассказа:

Нарисовать и вклеить картинку обуви. Составить описательный рассказ по плану:

1) Что это?                                       

2) Какого цвета?                             

3) Из каких частей состоит?          

4) Из какого материала её шьют?

5) В какое время года их носят? В какую погоду их можно носить?

6) Что можно сделать, если они порвутся?

 

Развитие слухового внимания:

Какое слово отличается от других?

Ботинки, картинки, ботинки, ботинки.

 

Речевые игры:

1. «Четвёртый лишний

Босоножки, сапоги, куртка, туфли.

Обувь шьют, моют, гладят, чистят.

Тапки, ботинки, шарф, кроссовки.

 

2. Из чего – что? (Следите за чётким проговариванием окончаний)

сапоги из резины - …,      туфли из кожи - …,      ботинки из замши - …

 

3. «Назовите ласково»:

Сапоги – сапожки               кроссовки - …           ботинки - …                тапки - …

 

4. «Посчитай обувь»:

Один сапог, два сапога, …, пять сапог;

Одна босоножка, две босоножки, …, пять босоножек.

 

5. Что не так?

Резиновые сапоги сделаны из ткани.

Босоножки носят зимой.


Выучите стихотворение:

Рассказываем стихотворение, сопровождая его движениями:

                                                           Обувь носим на ногах.

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник надеваем,

В них на утренник шагаем.

В чешках ходим мы на танцы,

Чтобы делать реверансы.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она.

Обувь всякая нужна.


Комплекс упражнений для самостоятельной работы №7       Тема: Одежда.

 


Артикуляционная гимнастика:

Выполняем весь комплекс артикуляционной гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика:

1. Упражнение «Завяжи бант». Учите ребенка завязывать узлы и банты на одежде, обуви и др.; из шнурков, тесемок, лент, ремешков, на поясках, шарфах и т.д.

2. Ребёнок вместе со взрослым проговаривает стихотворение, загибая пальчики по одному на каждое название одежды, начиная с большого:

                                           К одежде относятся брюки, жилеты,

                                           Платья, пальто и жакеты.

 

Беседа с детьми:

1. Что такое одежда? (То, что люди носят на себе).

2. Для чего людям нужна одежда? (Для защиты от солнца и ветра, от холода и осадков, для удобства, для красоты).

3.  На какие группы можно разделить одежду, обувь и головные уборы?

- в зависимости от того, кто её носит – мужская, женская, детская. Привести примеры.

- в какое время её носят – зимняя, летняя, демисезонная (или весенне-осенняя). Привести примеры.

- куда её носят? (праздничная, домашняя, рабочая). Привести примеры.

- где её носят? (верхняя, нижняя (бельё)). Привести примеры.

4. Из чего делают одежду? (Из шёлка, шерсти, хлопка, ситца, кожи, фланели).

Наклеить 4-5 кусочков разной ткани (например, лён, шерсть, шёлк, кожа, фланель). Научить ребёнка определять на ощупь и называть выбранные виды ткани.

 

Составление описательного рассказа:

Нарисовать рубашку или платье. Составить описательный рассказ по плану:

1) Что это?                                        4) Кто её носит?

2) Какого цвета?                              5) Когда её носят?

3) Из каких частей состоит?           6) Из какой ткани её шьют?

Использовать слова: полочки, спинка, рукава, манжеты, воротник, пуговицы, петли, карман.

Нарисовать в тетради схему предложения:                                     .                                                                                                                                                                                                                                      

Родитель произносит предложение, а ребёнок показывает пальчиком слова на схеме:

Мама стирает майку.    Папа надевает ботинки.     Маша снимает шапку.

 

Игра «Найди отличия».



Предложите ребенку найти

в картинках 6 отличий.

Запишите ответы, которые

должны звучат так:

У первого платья есть рюшки,

а у второго нет рюшек.

 

 

Развитие слухового внимания:

Какое слово отличается от других?

Халат, салат, халат, халат.

Пижама, пижама, панама, пижама.                     

 

Речевые игры:

1. «Мой, моя, моё»

Называем предметы одежды с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ:

Например, сарафан – мой сарафан.

Платье, брюки, кофта, футболка, носок, пиджак.

2. Из чего – что? (Следите за чётким проговариванием окончаний)

Куртка из кожи (какая?) – кожаная,     платье из шёлка - …,     

 юбка из ситца - …,                                шуба из меха - ….                   

3. Назовите ласково:

Рубашка – рубашечка         юбка - …                        штаны - …                   куртка - …

Карман – карманчик           пуговица  - …                 воротник - …              завязка - …

4. Скажи наоборот.

Завязывать – развязывать,       застёгивать - … (расстёгивать),       надевать - … (снимать),

испачкать - … (почистить),     чистый - … (грязный),                      старые - … (новые),

мокрые - … (сухие),                 длинный - … (короткий),                 светлая - … (тёмная).

5. Что не так?

Развязать молнию. (Расстегнуть молнию).

Мальчики носят юбки.

В жаркую погоду мы надеваем шубы и шапки.

 

Выучите стихотворение:

Рассказываем стихотворение, сопровождая его движениями:

                                                           Мы снимаем тапки,

                                                           Надеваем шапки,

                                                           Шарфики, штанишки,

                                                           Сапоги, пальтишки,

                                                           Надеваем куртки,

                                                           Готовы для прогулки.

 


Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 4   Тема: Грибы.

Артикуляционная гимнастика:

Выполняем комплекс артикуляционной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика:

Массаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

           Вылезли на кочке                      мизинец

           Мелкие грибочки:                     безымянный                  

           Грузди и горькушки,                средний                       правая рука

           Рыжики, волнушки.                  указательный

           Даже маленький пенёк             большой

           Удивленья скрыть не мог.       большой

           Выросли опята,                         указательный                

           Скользкие маслята,                  средний                        левая рука

           Бледные поганки                      безымянный

           Встали на полянке.                  мизинец

 

Беседа с ребёнком:

1. Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).

2. Как называются грибы, которые можно есть человеку? (Съедобные).

3. А грибы, которые есть нельзя? (Несъедобные или ядовитые).

4. Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки и грибницы).

5. Как называется гриб, который растёт под берёзой? А под осиной?

6. Как называют человека, собирающего грибы? (Грибник).

7.Что люди делают с собранными грибами? (Едят, чистят, режут, готовят, жарят, варят, солят, сушат, маринуют, замораживают).

 

Составление описательного  рассказа по плану:

Вклейте в тетрадь картинку гриба, запишите в тетрадь со слов ребёнка рассказ по предложенному плану.

Опорный план из рисунков-пиктограмм:

 


Примерный рассказ-описание гриба:

1. Этот гриб называется подосиновик.

2. У подосиновика круглая красная шляпка.

3. У него длинная, тонкая серая ножка.

4. подосиновик – это съедобный гриб.

5. Мне нравится подосиновик, потому что он красивый и вкусный.

 

Речевые игры:

1. Что лишнее и почему?

                     Поганка, сыроежка, шишка, мухомор.

                     Подосиновик, маслёнок, мухомор, боровик.

                     Солить, варить, подметать, мариновать.

 

2. Что лучше найти – 5 мухоморов или 1 боровик? Почему?

 

3. Объясни словечко: подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик.

 

4. Назови ласково:

боровик – боровичок                   сыроежка - …                       корзина - …

 

5. «Один-много»:

Один гриб – много грибов;       одна лисичка - ….          один мухомор - …

Одна шляпка - ….      один маслёнок – много маслят    один опёнок - …

 

6. Игра «Скажи по-другому»:
Суп из грибов – грибной суп.
Место, где растет много грибов – грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов – грибная пора.
Начинка из грибов – грибная начинка.

Пирог с грибами – грибной пирог.   

 

7.Упражнение «Скажи наоборот»:

Рыжик съедобный, а мухомор -  несъедобный (ядовитый).

Опёнок маленький, а боровик -  большой.
У боровика ножка толстая, а у подосиновика – тонкая.



Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 4    Тема: Ягоды.

 


Артикуляционная гимнастика:

Выполняем комплекс артикуляционной гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика:

Загибаем пальчики поочерёдно по одному, начиная с мизинца левой руки, на правой руке с большого пальца. Одновременно ребёнок вместе со взрослыми проговаривает стихотворение.

                               Ягоды – это крыжовник, клюква, черника, брусника,

                               Малина, арбуз, шиповник, смородина и земляника.

 

Упражнение на развитие дыхания:

«Гудок»

На одном выдохе – усиление и ослабление звука:

гудок приближается и удаляется:

м-м-М-М-м-м.

 

Беседа с ребёнком:

1.1. Какие ты знаешь ягоды? (4-5 названий)

1.2. Почему они относятся к ягодам? (Ягоды растут на кустах или кустиках).

1.3. Назови самую большую ягоду. (Арбуз).

1.4. Зачем люди выращивают и собирают ягоды? (Потому что они вкусные и полезные).

 

Составление описательного  рассказа по плану:

Вклейте в тетрадь картинку ягоды, расскажите о ней по плану:

1.     Как называется?

2.     Где растёт?

3.     Какого цвета?

4.     Какой формы?

5.     Какая на вкус?

6.     Есть ли внутри косточка или несколько косточек?

7.     Что можно приготовить из этой ягоды,  в какие блюда её можно добавить?

 

Речевые игры:

1. Хлопни в ладоши, когда услышишь названия ягод:

Корзина, малина, машина, чернила, черника, брусника, ёж, ежевика, земля, землянка, земляника, крыжовник.

2. Назови варенье:

 из малины – малиновое,

из черники - .., из клюквы - …, из вишни - …, из клубники - …

3. Назови ласково:

клубника – клубничка;                клюква – клюковка;             смородина - …

черника - …                                  малина - …                           брусника - …

4. Что лишнее и почему?

Клюква, корзина, клубника, смородина.

Малина, ежевика, груша, крыжовник.


Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 3   Тема: Фрукты.


 

Артикуляционная гимнастика:

Выполняем комплекс артикуляционной гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика:

Апельсин

Мы делили апельсин,            Соединяем пальцы рук друг с другом, делаем шар

                                                 – «апельсин».

Много нас, а он один.            Расставили пальчики, затем показали только

                                                 указательный.

Эта долька – для ежа,             Загибаем мизинцы.

Эта долька – для стрижа,       Загибаем безымянные пальцы.

Эта долька – для утят,            Загибаем средние пальцы.

Эта долька – для котят,          Загибаем указательные пальцы.

Эта долька – для бобра.         Загибаем большие пальцы.

А для волка…кожура.            Соединили запястья, пальцы расставили.

Он сердит на нас – беда!        Пальцы в кулачки.

Разбегайтесь, кто куда.           Пальцы «бегают» по столу.

 

Беседа с детьми:

1. Какие ты знаешь фрукты? (больше 5-10)

Наклеить картинки или нарисовать цветными карандашами 3-4 фрукта.

Подписать их названия.

2. Чем отличаются фрукты и овощи? (Фрукты растут в саду на дереве, а овощи в огороде на грядке).

3. Чем полезны человеку фрукты? (В них много витаминов. Витамины помогают человеку быть сильным и здоровым).

 

Составление рассказа-описания  по плану:

1.     Как твой любимый фрукт называется?

2.     Где он растёт?

3.     Какого он цвета, какой формы?

4.     Что можно из него приготовить?

5.     В каком виде ты любишь его есть?

 

Выучите стихотворение:

                                          К фруктам относятся сливы,

                                          Яблоки, груши, бананы,

                                          Лимоны и апельсины.

                                          Любят их есть обезьяны.

Чтобы ребёнок лучше запомнил последовательность фруктов, можно нарисовать «цепочку» из них.

 

Лексико-грамматические игры:

1. Игра «Назови ласково» со всеми названиями овощей и фруктов:

Яблоко – яблочко    

Груша - …                 Мандарин - …               

Апельсин - …           Абрикос - …        

         

2. Игра «Продолжи предложение»

В магазине продаётся много … (персиков, груш, яблок, слив).

 

3. Игра «Сосчитай до пяти»:

Один апельсин – два апельсина, …, пять апельсинов.

Одно яблоко - …

Одна груша - …

 

4. Игра «Подбери пару»

Яблоко большое, а ананас больше.

Вишня кислая, а … (лимон кислее).

Груша сочная, а (апельсин сочнее).

 

Речевые игры:

1. Про какие фрукты можно сказать:

Длинный - …, круглый - …, сочный - …, сладкий - …, кислый - …

 

2. Какие фрукты имеют жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, фиолетовый цвет?

 

3. Что лишнее и почему?         Яблоко, груша, помидор, апельсин.                                                      

                                                     Огурец, банан, кабачок, тыква.

                                                     Слива, персик, абрикос, компот.                                                 

4. Назови соки:

Из лимона - …, из апельсина - …, из яблока - …, из груши - …, из сливы - …,

из абрикоса - …, из мандарина - …, из персика - …, из ананаса - …





Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 2  Тема: Овощи.



Артикуляционная гимнастика:

Выполняем комплекс артикуляционной гимнастики.

 

Пальчиковая гимнастика:

Массаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца). При повторном рассказывании разминаем правую руку.

 

           Вырос у нас чесночок,             указательный

           Перец, томат, кабачок,            средний                    сначала левая рука,

           Тыква, капуста, картошка,      безымянный                затем правая

           Лук и немножко горошка.      мизинец

 

Беседа с детьми:

1. Какие ты знаешь овощи? (больше 5-10)

2. Наклеить картинки или нарисовать цветными карандашами 3-4 овоща. Подписать их названия.

3. Где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядке).

4. Чем полезны человеку овощи? (В них много витаминов. Витамины помогают человеку быть сильным и здоровым).

 

Составление рассказа-описания по плану:

Нарисуйте огурец. Проведите описание по плану:

1) Что это?                         4) Какой формы?

2) Где растёт?                    5) Какой на ощупь?

3) Какого цвета?

Запишите получившийся рассказ, следите за чётким проговариванием ребёнком окончаний (например, круглое, овальный). Рассказ выучите.

Пример рассказа. Это огурец. Огурец растёт в огороде. Он зелёный и овальный. На ощупь он твёрдый и шершавый.

 

Выучите стихотворение:

                                                    Овощи – это капуста,                                                    

                                           Свёкла, лучок, помидоры.                                         

                                      Морковь, что растёт очень густо.                                     

                                              Поспевают они очень скоро.                                         

Чтобы ребёнок лучше запомнил последовательность овощей, можно нарисовать «цепочку» из них.

Речевые игры:

1. Про какие овощи можно сказать:

Длинный - …,

круглый - …

красный - … 

коричневый - …

 и т.д.

 

2. Игра «Повар»:

сок из морковки (какой?) – морковный сок,

пюре из картофеля (какое?) – картофельное пюре,

пирог из тыквы - …,

суп из гороха - …,

салат из огурцов - …

 

3. Что лишнее и почему?  

                                             Тыква, груша, помидор, баклажан.

                                              Морковь, капуста, опёнок, чеснок.

                                              Огурец, свёкла, кабачок, борщ. 

                       

4. Игра «Назови ласково» со всеми названиями овощей:

Лук – лучок

Огурец - …                Репа - …                        

Помидор - …             Тыква - …

Баклажан - …            Свёкла - …


5. Игра «Один – много» - со всеми овощами

один огурец – много огурцов.


6. Игра «Какие бывают?»

Морковь – сочная, длинная, хрустящая, оранжевая…

Огурец - …

Помидор - …



Комплекс упражнений для самостоятельной работы № 1  Лексическая тема:"Деревья"
Артикуляционная гимнастика: 
Выполняем комплекс артикуляционной гимнастики. 
 
Пальчиковая гимнастика: Катаем в руках массажный мячик, если такого нет, сжимаем в кулачок и разжимаем пальчики на каждый ударный слог: 
 У сосны, у пихты, ёлки 
 Очень колкие иголки. 
 Но ещё сильней, чем ельник, 
 Вас уколет можжевельник. 

 Беседа с детьми: 
1. Что такое деревья? 
Из каких частей состоит дерево? 
2. Какие ты знаешь деревья? 
3. Какие деревья растут на участке детского сада? 
4. Какую пользу приносят человеку деревья?
5. На какие две группы можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные). 

 Составление описательного рассказа о любимом дереве: 
Нарисуйте в тетради любимое дерево или вклейте картинку. 
Составьте рассказ по плану: 
1) Что это? 
2) К каким деревьям относится? (Хвойным или лиственным). 
3) Где растёт? (В лесу, в городе, в саду). 
4) Какую пользу приносит людям и животным? 
Подпишите на картинке, где у дерева крона, макушка, кора.  

Речевые игры: 
1. Игра «1,2,5». Посчитайте деревья: ель, сосна, ива, осина, клён, дуб и др. (следите за звукопроизношением и окончаниями слов). 
Например, одна ель, две ели, пять елей. 

2. Что не так? 
Жёлуди растут на липе. 
Берёза – это хвойное дерево. 

3. Назови листья: у клёна - …, у берёзы - …, у ивы - …, у тополя - …, у рябины - …, у дуба - … .